Испытание станков на холостом ходу
Испытание станка на холостом ходу производится последовательным включением всех его рабочих скоростей от наименьшей до наибольшей, причем на наибольшей скорости — до наступления установившейся температуры в подшипниках, но не менее получаса. Температура подшипников шпинделя не должна подниматься выше 70° для подшипников скольжения и 85° — для подшипников качения. В других механизмах (коробки подач и др.) температура подшипников при аналогичных испытаниях не должна подниматься выше 50°.
Механизм подач испытывается на холостом ходу при наименьших, средних и наибольших рабочих подачах, а также при быстрой (ускоренной) подаче, если она имеется у станка.
При испытании станка на холостом ходу проверяют:
а) все включения, переключения и передачи органов управления на правильность их действия, взаимную блокировку, надежную фиксацию и отсутствие самопроизвольных смещений, заеданий и провертывания; допустимое боковое смещение (несовпадение) сцепляющихся зубчатых колес при зафиксированном их положении для колес с шириной венца до 30 мм не должно превышать 5% от ширины венца, а для колес более 30 мм — 3%;
б) усилия на органах ручного управления — они не должны резко колебаться на всем пути перемещения узлов и деталей станка от руки;
в) работу автоматических устройств, упоров, делительных механизмов — она должна происходить безотказно и обеспечивать необходимую точность (например, повторяемость размера при выключении подачи, при периодическом делении);
г) мертвый ход (зазоры) у подающих винтов ручного управления — он не должен быть больше установленных пределов;
д) механизмы зажима заготовки и инструмента — в них должны отсутствовать заедания и ослабление зажимающих элементов при многократном включении, при перегрузках и т. д.;
е) систему смазки — она должна обеспечивать поступление масла в определенных количествах ко всем трущимся поверхностям как в периоды пуска станка, так и во время его работы; при этом должна быть гарантирована надежная работа устройств для очистки масла (фильтры, сетки и пр.); не допускается утечка масла через соединения маслопровода, фланцевые соединения и пр.;
ж) систему подачи смазочно-охлаждающей жидкости — она должна обеспечивать достаточную непрерывную подачу жидкости во все точки обслуживания рабочих участков; в системе охлаждения также не допускается утечка жидкости через соединения;
з) систему электрооборудования - на безотказность работы ее при пуске, останове, торможении электродвигателей, на плавность регулирования чисел оборотов двигателей постоянного тока, на действие защитных и аварийных блокировок, надежность работы конечных выключателей.
Проверяются наличие и надежность действия защитных устройств по технике безопасности. Гибка металла и работа механизмов станка должна происходить плавно, без повышенного шума и стуков и без сотрясений, вызывающих колебания станка. Рекомендуется ограничивать уровень шума в станках в зоне обслуживания примерно 70—75 фонами (это соответствует уровню громкости речи оратора или лектора). Пуск и реверсирование механизмов должны происходить без ударов и рывков.
В автоматизированных станках, с механизмами для осуществления циклов, состоящих из движений с различными скоростями (быстрый ход вперед — рабочая подача — быстрый отвод), проверяются:
а) точность действия автоматических устройств при переключениях с одного цикла на другой;
б) отсутствие задержек при переходе на следующий цикл;
в) отсутствие ударов в моменты переходов.
При испытании станка с гидроприводом он должен работать без резкого шума и гидравлических ударов в трубах. Все узлы станка, приводимые в движение от гидропривода, должны перемещаться при всех скоростях без вибраций, резких толчков и остановов. Реверсирование узлов станка, осуществляемое гидравликой, должно происходить без ударов. Точность реверсирования и величина перебега должны соответствовать техническим условиям.